Ситуация вокруг сайта «EX.UA» как зеркало украинской власти
Сегодня, 6 февраля, в Днепропетровске прошел круглый стол на тему «Является ли интеллектуальное пиратство угрозой для экономики Украины?», в котором приняли участие вице-президент Союза аудиторов Украины Михаил Крапивко, президент адвокатской компании «Шерман» Илья Бондарь, политолог Виктор Пащенко и политический обозреватель Юрий Райхель.
Виктор Пащенко: «Оказалось, что на пиратском «софте» «сидят» сами органы власти и силовые структуры»
«У нас в стране на проблемы интеллектуального пиратства раньше внимания обращали мало. Но было понятно, что рано или поздно органам власти придется на это обратить свое внимание. Хотя бы потому, что весь мир уже не один десяток лет проблемы активно обсуждает и что-то делает, а в Украине — тишь, гладь и божья благодать. Так ведь не бывает.
У нас на это дело закрывали глаза, несмотря на то, что последние 15 лет развитие Интернета в Украине показывает фантастическую динамику.
И ситуация с сайтом «EX.UA» показала, что государство оказалось абсолютно не готово к противодействию кибер-террористов. Более того, в данному случае никакой профессиональной атаки на сайты государственной власти и не было, были лишь массовые заходы туда простых пользователей. Но власти даже к этому оказались не готовы. Если бы их сайты подверглись атаки настоящих хакеров, то на восстановление работы сайтов ушло бы, как минимум, месяц.
Второй момент, который выявила эта ситуация для всего мира. Так называемый пиратский «софт». Оказалось, что на пиратском «софте» «сидят» сами органы власти и силовые структуры. И если настанет момент, когда придется резко отказаться от пиратского софта, то половина страны, включая и органы власти, окажутся с парализованными компьютерами.
Третий момент: украинская власть впервые увидела, какое реальное место Интернет приобрел в жизни нашего общества. И даже при том, что Интернет-сообщество в Украине пока еще разрознено и не очень активно, но даже и в этой ситуации политики и власти совершенно не представляют себе, как можно работать с Интернет-сообществом. Особенность этого сообщества такова, что в ней отсутствуют вертикальные связи, а имеются только горизонтальные связи, по которым элементарно организуются акции протеста. Чтобы вывести людей на площади, используя вертикальную структуру организации, нужно тратить значительный объем времени, денег и человеческих ресурсов. То в виртуальном пространстве Интернета эта акция протеста занимает несколько минут. А в данному случае вообще потребовалось 30 секунд, чтобы массово зайти на сайты Администрации Президента, СБУ, МВД и т. д. и «подвесить» их. Все!
Что и показала ситуация: как только интересы Интернет-сообщества были задеты, сразу же последовала реакция. Если Интернет-сообщество политикам удастся задействовать и по линии защиты других интересов, а не только бесплатной «закачки» контента, то подобную реакцию можно ожидать по любым злободневным вопросам.
Что делать с правом интеллектуальной собственности в Интернете, до сих толком не знают во всем мире. В Европе, например, даже зарегистрирована Пиратская партия, которая выступает за то, чтобы сделать обмен информацией полностью свободным. Есть даже «Церковь копирайтинга».
Что будет делаться в этом направлении в Украине, покажет время», - считает Виктор Пащенко.
Илья Бондарь: «Организаторов акции по блокированию сайтов власти надо привлечь к ответственности, хотя и милиция также виновата во многом». Илья Бондарь не совсем согласен с тем, что высказал Виктор Пащенко. «В украинском законодательстве абсолютно четко и внятно прописаны права и защита интеллектуальной собственности.
Но в данном случае с «EX.UA» вопрос даже был не об интеллектуальной собственности. Этот случай показал не только совершенную беспомощность в борьбе с кибер-терроризмом нашей власти, но и дремучее состояние правосознания украинского общества, как такового. Во-первых, если милиция считала, что этот ресурс нарушает авторские права, то надо было возбудить уголовное дело, предъявить кому-то соответствующие обвинения, и только потом, на основании постановление следователя и по решению суда, закрывать этот сайт, и ни как иначе. Я уверен, что закрывать сайт никакой необходимости не было. Если там и были найдены какие-то файлы, представляющие незаконное использование чужой интеллектуальной собственности, то можно было потребовать удалить эти файлы, и все.
Закрывать весь сайт не было никакой необходимости. Поэтому милиция сама действовала незаконно прежде всего.
А второй момент заключается в том, что органы власти оказались не в состоянии пресечь кибер-терроризм. Чего стоили одни призывы к блокированию сайтов государственной власти. Даже если эти люди и не занимались хакерством в прямом смысле этого слова, но занимались действиями по блокированию действия электронных систем обмена информацией государственной власти, то это уже противозаконные действия, за которые надо отвечать, как минимум, в административном порядке. Понятно, что все десятки тысяч человек, участвовавших в акциях по блокированию работы сайтов, вычислить и привлечь к ответственности не реально, а вот организаторов таких акций надо привлечь к ответственности обязательно. Чтобы повадно никому такое делать впредь не было!
Работать с Интернет-сообществом Украины властям нужно и уважать их, как наиболее интеллектуальную и «продвинутую» часть общества нужно, но допускать с их стороны какие-либо попытки шантажа власти надо сразу же пресекать. Поэтому мне удивительнее всего, что не было со стороны власти никакой реакции на такие действия в Интернете», - считает Илья Бондарь.
Юрий Райхель: «История с этим сайтом никакого отношение к борьбе с пиратством не имеет в принципе» «То, что с пиратством в любых его проявлениях надо бороться, обсуждению не подлежит. Но самое интересное в другом — история с этим сайтом никакого отношение к борьбе с пиратством не имеет в принципе. Она имеет в своей основе исключительно политические и коммерческие корни, что в нашей стране — одно и тоже.И дело тут даже не в пиратском «софте», наличие коего на 47% своих компьютеров признало даже МВД. Уверен, у остальных государственных и силовых структур пиратского «софта» не меньше, если не больше. Дело даже не в этом.
Я о другом: даже с точки зрения обычной логики, все действия милиции и прокуратуры вокруг этого сайта незаконны. Потому что на этом файлообменнике находилась, наряду с чем-то, с чем они, якобы, боролись, совершенно легальная информация, содержащая, в том числе, личные данные и конфиденциальную переписку друг с другом пользователей этого сайта. Изъяв эти серверы и обратившись к этой информации, правоохранительные органы нарушили статью Конституции Украины, гарантирующей право граждан на конфиденциальность личной переписки и неразглашение их личных данных. То есть, органы власти без соответствующих судебных решений, установленных Уголовно-процессуальным кодексом, не имели права изымать серверы в принципе. И тем самым они нарушили Конституцию Украины и, следом за этим, Уголовный кодекс Украины.
В ситуации вокруг этого сайта я вижу еще один интересный момент. Власти заинтересовались «EX.UA» только после того, как там в одном из файлов была помещена карикатура на Президента Януковича. Карикатура весьма злобная. Я ее видел на сайте «Эхо Москвы». То есть, карикатура уже пошла «гулять» по всеми Интернету. Ну, «наехали» на «EX.UA», и толку? Это все равно, как запретить книгу в одной стране, но ее можно спокойно напечатать в другой.
И еще: как отличить обычного пользователя, зашедшего на сайт Президента Украины, от протестующего. Тем более, что туда заходили и из России, и из Европы, и из Северной Америки, даже из Австралии и Аргентины. И что?
Сайт Администрации Президента не выдержал одновременного захода 200 пользователей. А сайт СБУ не выдержал и того меньше число одновременных заходов. За что там платят деньги программистам, которые не могут справиться с задачей для курсового проекта студента средних курсов соответствующей специальности?!
Наша власть впервые увидела всю силу Интернет-сообщества и его реальные возможности по вполне легальному блокированию работы их информационных систем. Но, поскольку она не понимает самого Интернет-сообщества, как не понимает еще много чего в информационном поле, поэтому она и сработала, как действовала Советская власть — изъяла серверы, и все. Вопрос, как ей показалось, был решен. А дальше получилось, как получилось.
То есть, до карикатуры власть совершенно не волновало, что на этом файлообменнике полно пиратского «софта» и пиратских файлов. Это ее совсем не интересовало. Вот в чем дело», - уверено Юрий Райхель.
Михаил Крапивко: «Все эти компьютерные «монстры» рассматривают рынки СНГ, и Украины — в частности, как «дойных коров», которых, используя имеющиеся коррупционные механизмы, можно «доить еще и доить»! «Как вся эта история отразится на экономике Украины?
Во-первых, продает ли Украины свой собственный интеллектуальный компьютерный продукт? Нет, а пара компьютерных игр, выпущенных в последние годы, не в счет. А все наши гениальные программисты работают на американские, канадские, европейские, китайские, российский и т.д фирмы и оттуда получают деньги. Где тут интерес Украины? Нигде!
Вторая составляющая — стоимость программного обеспечения, без которого сегодня никуда. Все рейды милиции и налоговиков по фирмам привели к тому, что компании стали массово переходить на открытое, бесплатное программное обеспечение — Open Office, Linux и прочее. Благо, такового в Сети полно. А Приватбанк вообще отказался от использования «Майкрософтовского» ПО, и пользуется либо «открытыми» программами, либо своими собственными.
А почему такое происходит? Достаточно зайти на сайт Microsoft и посмотреть там ценовую политику на его программные продукты. Там все расписано очень подробно по всем регионами мира с указанием цен на все программы, кроме стран СНГ, куда относится и Украина. Для эти стран цен нет, только списки дилеров. И все! А почему? А потому, что для остальных стран цены на продукцию Microsoft в 3 — 4 раза ниже, чем у нас.
Та же ситуация и по «облачным» программным ресурсам. В той же Европе, пользование полным «облачным» офисным пакетом с кучей бесплатных приложений — аж 20 долларов в год! Кто будет при таких условиях его воровать? Никто! У нас такое доступно? Нет!
К чему мы пришли? Все эти компьютерные «монстры» рассматривают рынки СНГ, и Украины — в частности, как «дойных коров», которых, используя имеющиеся коррупционные механизмы, можно «доить еще и доить»!
Да, пиратство — плохо, поскольку плохо всегда, когда у вас воруют. Но для борьбы с пиратством нужно создавать условия. Государство обязано защищать свою экономику и граждан. Дайте льготы на ввозные пошли на ПО, но контролируйте цены на него на внутреннем рынке. Что, кстати, не противоречит и правилам ВТО.
Если начать жесткую борьбу с пиратством, экономика пострадает, поскольку часть фирм будет вынуждена покупать легальное ПО по заведомо завышенным ценам. Либо, с потерей эффективности своего бизнеса, перейти на бесплатное ПО из Сети. От войны с пиратами экономика ничего не выгадает.
Но бороться с пиратами надо. Только начинать надо с самого государства! И проводить закупки и тендеры по-людски, а не как у нас. Вот недавно ГНАУ на усовершенствование и защиту, включая программную и рабочие места для программистов, потратила 68 миллионов гривен. И сайт благополучно «завис» при атаке пользователей. Даже не атаке, а простом массовом обращении граждан.
Сегодня общество еще просто морально не дозрело до борьбы с пиратами. Начните каждый борьбу с пиратами с себя. А к властям такой призыв относится в первую очередь!», - сказал Михаил Крапивко.
Компании из статьи
Microsoft Украина | Украинское подразделение компании Microsoft. |