Я устал, я ухожу… (а msug.vn.ua закрывается)
Когда я говорил, что нужно вкладывать в сообщество и User Groups, вы вкладывали в теннисные столы. Теперь у нас много средненьких теннисистов и нет коммюнити.
Из недавнего
Не могу сказать что это решение далось мне легко, да и само решение обдумывалось, наверное, последние полгода. Но нужно признать очевидный факт: msug в данный момент перестал выполнять функции сообщества. Дальнейшая активность в рамках msug.vn.ua вестись не будет.
Ниже я расскажу что, как и почему.
Немного предыстории
Сайт msug.vn.ua был создан несколько лет назад, а именно в октябре 2008 года, как ресурс для .NET User Group Винница. Поэтому и доменное имя придумали локальное – m(icro)s(oft)u(ser)g(roup).vn(винница).ua(украина). Через некоторое время таргетинг изменился дважды: сначала – Украина, потом – ру- и уанет. Таким образом мы надеялись на расширение аудитории. И не ошиблись – через некоторое время ресурс получил постоянную аудиторию и авторов.
Нужно отдельно заметить, что основатели как User Group, так и сайта в тот момент были обычными студентами, из-за чего многие решения были не всегда верными. Например, доменное имя можно (нужно было сменить еще тогда), но кто же тогда смотрел на годы вперед?
За 4 года поменялось несколько хостеров, а также последний год (чуть меньше) сайт работает на новом движке, написанным с нуля. Идея сего была проста – научиться разрабатывать приложения на новых технологиях, получить опыт разработки реального проекта, возможность поэкспериментировать (например, у нас работает автотегирование с помощью инструментов Named Entity Recognition) и т.д. Новые библиотеки, подходы, компоненты мы всегда внедряли и проверяли на msug, и лишь потом предлагали использовать нашим заказчикам или слушателям на ИТ ивентах.
В лучшие времена на сайте появлялось до 3-4 уникальных технических статей в неделю. За последний год этот показатель упал в разы.
Какие цели мы ставили?
- создание технического ресурса;
- создание ресурса – контейнера для всех User Group (ineta.ru и другие сайты с этой ролью не справлялись);
- развитие ИТ индустрии (ну молодые были и наивные – чего уж лукавить :)
Коммерческую цель мы тоже ставили: реклама на сайте, пресс-релизы за деньги - чтобы выйти на самоокупаемость.
Чем я горжусь
Это мой любимый раздел в этой статье.
Итак, я горжусь тем, что:
- многие «активисты» msug благодаря сайту, а также ивентам, которые мы проводили, нашли высокооплачиваемые работы;
- многие наши «активисты» смогли посетить бесплатно различные мероприятия как в Украине, так и в странах ближнего зарубежья;
- многие «активисты» смогли получить престижные международные титулы – MSP, MVP и т.д.;
- msug помог и вдохновил других людей создать User Groups и сообщества (жаль, что многие из них сейчас неактивны – см. причины дальше);
- меня узнавали в Сербии на международном ИТ мероприятии ребята из США по футболке с логотипом msug;
- мы собрали большую коллекцию бесплатных электронных книг и шпаргалок;
- благодаря msug многие хорошие люди познакомились со многими другими хорошими людьми;
- лично я получил обширные знания в области хостинга, DNS, SEO, настройке и развертыванию, поддержке и т.д., что качественно влияло и влияет на мою текущую основную деятельность.
Кроме того, были некоторые правила, которые мы тоже не нарушили (чем я тоже горжусь)
- мы не блокировали и не удаляли неугодные нам комментарии, аккаунты или статьи (кроме откровенного спама);
- мы не вводили карму и прочие мерила для пользователей, давая возможность реализовать себя как начинающим разработчикам, так и высокопрофессиональным специалистам;
- никогда не публиковали ссылки на пиратский контент, кряки и т.д., наоборот, всячески пропагандировали BizSpark, DreamSpark и прочие программы лояльности, позволяющие использовать платный софт легально;
- мы никогда не сливали базу данных пользователей (более 2000) третьим лицам;
- мы отбрасывали возможность работать под конкретной компанией, хотя, такое предложение поступала только один раз и давно;
- мы не злоупотребляли рассылкой (читай – спам), присылая только важные новости и то - очень редко;
- методику под названием «холивар» мы использовали очень редко (хотя честно скажу, что использовали), в эти дни наплыв был большим, чем когда публиковалась качественная и нужная айтишникам статья.
Да, мы пытались хоть как-то монетизировать сайт, но вешать помойные ссылки не хотелось (хотя несколько раз я все же соглашался, но требования рекламодателей были уж совсем какие-то напряжными), ставили Google AdSense (бесполезная при слабом траффике штука), крутили банера компаний (дважды, если я не ошибаюсь, но нервов спалили раз на 200) и т.д. Потом было принято решение вообще не размениваться на эти все штуки, чтобы наш сайт не был перегруженной рекламой елкой.
Собственно, что пошло не так
Первое, и самое важное – необходимость актуального технического контента на русском или украинском языках. Когда у меня было много времени, я часть этого времени тратил на поиск молодых и перспективных авторов – в это время количество статей было более менее стабильным и качество было тоже на уровне. Естественно, это процесс должен быть постоянным – естественно, чем меньше было времени, тем меньше становилось авторов, готовых практически безвозмездно что-то делать для кого-то. Кроме того, раньше украинцы могли принимать участие в программах аля ITBonus, получая некоторые презенты за свой труд – например книги или Xbox. Напомню, что год назад программа была закрыта для не резидентов России. В это же время оставшиеся авторы практически полностью прекратили свою деятельность. Ведь мотивация была очень туманной, а репутация msug была не настолько большой, чтобы париться над поддержкой своей авторской колонки на нашем сайте.
Здесь есть несколько важных моментов:
- за несколько лет количество «попсы» в интернете увеличилось в разы – в частности, это связано с тем, что многие современные компании встали на путь консьюмеризации, что увеличило спрос контента для блондинок, в котором мы принципиально находиться не хотели и не хотим;
- большой рост социальных сетей, по сути, вытеснил многие привычные каналы доступа информации (подписки, RSS, ежедневные заходы на 5-8 сайтов, как это было раньше). Собственно, незачем теперь заходить на сайты, ведь сайты могут и сами публиковать интересные ссылки в социальных сетях, и лишь «самые залайканные» можно просмотреть. Я уже молчу за среднее время сеанса – оно уменьшилось в разы, ведь нужно еще почитать twitter, linkedin, одноклассники, вконтакте, facebook, заинстаграмиться и зачекиниться и т.д. Извините, но на чтение больших и умных статей времени нет…
- многие действуют по принципу: «я не хочу много думать, мне нужен хлеб (в размере несколько тыщ уе) и зрелищ (холивары, фотожабы, башорг, сопли, слюни, скандалы, расследования)». Мы видели, как многие серьезные оффлайновые издания закрылись – например, Компьютерра, КО, многие издания из топ 10 имеют проблемы с рекламодателями и конверсией, проблемы у RSDN Magazine и т.д.. Куда уж маленьким ресурсам…
- необходимость писать много и сейчас ибо конкуренция. Когда ты работаешь не на фулл тайм над проектом, добиться этого не возможно;
- хорошую статью нужно писать несколько часов, а то и дней. Большая и хорошая статья – не обязательно много просмотров и отзывов. Холивар – другое дело…
Если же говорить еще более предметно, то всегда нужно искать кому твой труд может быть интересен. Наша целевая аудитория – айтишники, а айтишники нужны всем, думали мы и… ошибались…
Большим онлайновым сторам мы не интересны ввиду небольшой аудитории (по сравнению с их аудиторией).
Компаниям мы оказались не интересны, т.к. в Украине есть ДОУ, в России – хабр, дальше смотреть никто не хочет. Кроме того, многие представители компаний слезно говорили о поддержке, а потом словно пунктуальные англичане уходили, не попрощавшись, и после этого не выходили на связь в течение месяцев. Нет, позитивные моменты иногда случались, но они не оказывали влияние на общую картину.
Microsoft’у в данный момент мы тоже не особо нужны, так как:
- финансирования на UG и сообщества нет (по крайней мере в Украине, в России, насколько я вижу, ситуация немного лучше, но украинскому ресурсу от этого не легче);
- нужна любовь консьюмеров, а у нас их нет – у нас (как бы) технический ресурс;
- у нас лояльные к MS пользователи, а MS важно завоевывать новые горизонты (надо сделать сайт по Android :).
Справедливости ради должен заметить, что MS никогда не диктовала, какой материал и в каких сантиментах должен появиться на сайте, а также всегда предоставляла бонусы активистам по запросу, если такая возможность была. За что в целом спасибо.
Ну и собственно, мы нужны нашим читателям, хотя до критической массы мы не дотянули самую малость.
Я с завистью смотрю на stackoverflow.com, dotnetrocks.com, codeproject.com, windowsphonegeek.com и другие. И понимаю, что в России и Украине нет такого рода и уровня ресурсов (и вряд ли будет в ближайшее время, хотя хочу ошибиться). По активным техническим блоггерам замечаю, что писать они стали намного реже и намного меньше, многие пересели на англоязычные ресурсы.
Второй момент – технический, а это хостинг, домен, разработка движка, устранение багов, поддержка, ответы на вопросы, помощь авторам (странно, но 90% айтишников не смогли в полной мере освоить markdown, а что уже говорить тогда за TEX или XSLT???), да и простой банальный сапорт.
Так как мы пишем сейчас софт для мобильных приложений, ведем wp7rocks.com, где работы не меньше, а дальше больше, помогаем Windows Phone 7 разработчикам с публикацией приложений в Windows Marketplace и выступаем около 4-5 раз в месяц по всему СНГ, а также делаем проекты под заказ, поэтому еще один ресурс, который так и не вышел на самоокупаемость, это лишняя работа, которую, как мы уже убедились, никто не хочет делать.
Так как у нас сейчас несколько сайтов – wp7rocks.com, devrain.com, то поддержка еще одного сайта – непозволительная роскошь, тем более, что движки и технологии у них немного отличаются. Побочный эффект – SEO, т.е. разделение PR, тИЦ, а также других параметров, что плохо влияет на поисковую выдачу.
Третий момент – профессиональный. Мне почему-то казалось, что если человек ведет свой блог, пишет нормальные статьи и т.д., то рано или поздно он должен оказаться в поле зрения более известных изданий, которые должны быть заинтересованы в такого рода людях. Я ошибался. За 4 года ни один известный ресурс по своей инициативе не предложил мне или другим авторам поработать внештатным корреспондентом. Причем это одинаково не работает как для нашего ресурса, так и для хабра и других известных ресурсов.
Зато предлагали зарубежные журналы писать статьи для них. Отказывался, так как нужно было время, которое уходило на free content, а также из-за необходимости ждать некоторое время от момента написания статьи до ее выхода и, собственно, получения фидбека.
Компании, ведя блоги на хабре, все время уходили в минуса, вместо того, чтобы попросить (нанять) человека из того же хабра, который это мог бы сделать быстрее, лучше, продуктивней. Компании, загоревшись идеей создания своего «элитного» сообщества, прогорали на нулевой-второй-третьей встрече, не посоветовавшись даже с теми, кто в «теме». Даже после предложения о помощи, даже после предложения о бесплатной помощи…
Очень показательный пример msdeveloper.ru, который издавал технический (бесплатный) журнал, а также, по сути, был аналогом нашего ресурса. Пока тоже, к сожалению, не взлетел, а автор недавно вышел из игры, продав журнал нынешнему владельцу.
Четвертый момент - как бы это звучало, но User Groups проигнорировали msug, создав свои отдельные сайты (как правило, в вконтакте или wordpress / blogger). Не могу никого обвинять – видимо, мы не создали минимально необходимых условий для их нормальной деятельности.
Разногласия по поводу таргетинга – пятый момент - кто-то советовал делать ресурс узконаправленным, кто-то – общим. В итоге, как ни крути, какая-то часть "совета директоров" была не довольной. Так мы потеряли еще некоторых хороших авторов.
Вместо заключения
Если у вас сложилось впечатление, что предыдущая часть статьи написана от лица д’Артаньяна – возможно, вы в чем-то и правы. Для исправления этой ситуации хочу добавить несколько слов.
Если судить о msug как о стартапе – то я тоже наделал много ошибок. Отсутствие бизнес-плана, стратегии развития, наличие запасной стратегии развития и т.д. – все это помешало развить ресурс до нормального масштаба.
Но самой главной моей ошибкой было привлечение друзей к проекту, из-за чего было много микса личного и профессионального. Многие умеют воспринимать такие ситуации нормально, но иногда ситуации выходили на межличностный уровень. Да, иногда и я сам мог вспылить и сказать что-то лишнее. В любом случае, это тоже не прибавляло конструктива. Но, как и везде, без сложностей и ошибок не бывает и благодаря таким ситуациям все мы получали некий экспириенс.
Наши дальнейшие действия: мы перенесем контент на другой ресурс (wp7rocks.com), сделав один большой ресурс, при этом некоторые разделы уйдут в прошлое.
Мы не закроем ресурс завтра, это произойдет, может через неделю, может через месяц - как только освободиться немного времени. Возможно, сделаем даже какие-то оффлайн бекапы. В общем, это вопрос к обсуждению.
Возможно, я бы продал ресурс кому-то, но, сомневаюсь, что в нынешней ситуации он кому-то нужен.
Не исключаю тот факт, что если и дальше ситуация с поддержкой технических сообществ будет на отсутствующем уровне, то придется закрыть и wp7rocks.com – а статьи для поддержки MVP статуса можно и вконтакте писать :)
В конце хочу поблагодарить Калиту Рому, Сашу Реминного, Мишу Галушко, Диму Малеева, Женю Жаркова, Вову Мудрыка, Ваню Белко, Сашу Решетника, Марину Головину, Сережу Теплякова и других ребят, которые наполняли наш ресурс статьями, помогали идеями и советами!
Компании из статьи
Microsoft Украина | Украинское подразделение компании Microsoft. |